О самых распространенных способах мошенничества

В рамках занятий «Школы безопасности», работающей на базе отделения дневного пребывания, граждане пожилого возраста и инвалиды получают актуальную информацию по предупреждению возникновения различных чрезвычайных ситуаций.

В условиях ограничительных мероприятий, связанных с коронавирусом, занятия «Школы безопасности» проводятся в онлайн режиме.

Сегодня речь пойдет о самых распространенных способах мошенничества.

Схемы мошенников постоянно меняются, а их приёмы и методы совершенствуются с каждым годом. В первую очередь от уловок недобросовестных граждан страдает пожилое население: мошенники пользуются добротой, сердобольностью и доверчивостью стариков с целью собственного материального обогащения.

Нечестные на руку люди под различными предлогами проникают в квартиры, и во время их визитов многие граждане отдают свои последние сбережения за некачественные товары или услуги. Рекламируя товары (услуги), продавцы (исполнители) зачастую обращаются к темам, наиболее актуальным у потребителей пожилого возраста. Чаще всего это товары, связанные с улучшением здоровья, питания, качества жизни: косметическая продукция, медицинские приборы, пылесосы, БАДы, фильтры для очистки воды, посуда, замена и поверка приборов учёта и др.                      

 Зачастую при продаже таких товаров и услуг мошенники манипулируют ценой, первоначально озвучивая высокую стоимость, а в дальнейшем предоставляя большую скидку, якобы в рамках специальной акции или «персонального» предложения. При этом убеждают, что договор нужно заключить именно сегодня. При невозможности потребителя оплатить товар (услугу) всегда готовы предоставить «рассрочку». Однако данная «рассрочка» является кредитом, который потребитель обязан уже выплатить не продавцу, а банку вместе с процентами за его пользование.

Нередко продавцы, используя фальшивые удостоверения, берут на себя роль представителей органов государственной власти и пытаются убедить, что пенсионер попал под действие некой государственной программы адресной помощи.

Чтобы обезопасить себя и своих близких и не оказаться жертвой мошенников, Роспотребнадзор рекомендует придерживаться нескольких правил:

  1. Бережно относитесь к своим персональным данным и документам. Не следует отдавать в руки чужим людям паспорт. Никогда никому не называть данные банковской карты: пин-код и СVV (трехзначный код на обратной стороне карты).
  2. Если Вы получили СМС-сообщение о блокировке карты или списании денежных средств, не перезванивайте по указанному в СМС номеру! Чтобы узнать обо всех операциях, перезвоните по номеру, указанному на ВАШЕЙ банковской карте, сходите в банк лично ипроверьте баланс через банкомат или онлайн-банк.
  3. Если Вам дают заполнить анкету или опросный лист, внимательно изучите содержание прежде, чем что-либо подписать.
  4. С осторожностью приобретайте у людей, занимающихся квартирным сетевым маркетингом, продукты, мелкую бытовую технику – товары могут не соответствовать обязательным требованиям, а их цена, как правило, завышается в десятки раз. С осторожностью посещайте бесплатные демонстрации косметологических услуг (массаж, уход за волосами и т.д.) с настойчивыми рекомендациями «местного» врача, презентации косметики с «исключительными» свойствами. Продавцы таких товаров и услуг, услышав о недостатке денежных средств, убеждают граждан заключать кредитные договоры на крупные суммы. Документация по таким сделкам часто сложная и запутанная, напечатанная мелким шрифтом. Продавцы настойчивы и торопят с подписанием договора.
  5. Если Вы видите в письменных документах противоречия с темиразъяснениями, которые дает сотрудник компании, от заключения сделки лучше отказаться (например, устно сообщается о том, что кредит предоставляется под одну процентную ставку, а в договоре указана другая). Также насторожить должны и иные подозрительные действия со стороны сотрудников компании – уклончивые ответы на ваши вопросы, затягивание сроков оформления документов, постоянное предоставление на подпись различных непонятных документов и их замена.

Внимательно изучите документы, не подписывайте, не прочитав и не поняв предварительно их содержание.

Прежде, чем приобрести товар или услугу следует:

— продумать вопрос о необходимости покупки;

— ознакомиться с инструкцией;

— внимательно изучить все имеющиеся у продавца документы;

— потребовать от распространителя демонстрации его работы;

— проконсультироваться с сотрудниками компетентных организаций;

— посоветоваться с родными и близкими.

Помните, что потребитель свободен в заключении договора, а понуждение к заключению договора не допускается.

Вы всегда успеете приобрести нужный Вам товар или услугу, а вот вернуть уплаченные недобросовестному продавцу  или исполнителю деньги будет проблематично.

Будьте всегда на связи – сообщайте своим знакомым, родственникам, соседям о любых фактах недобросовестных действий со стороны компаний.

  1. Если Вас по телефону приглашают на какое-либо мероприятие, встречу (например, демонстрацию новых товаров, предоставление бесплатных услуг) и просят взять с собой паспорт, то большая вероятность, что основная задача таких продавцов (исполнителей) продать дорогостоящий товар (оказать услугу) с предоставлением кредита.
  2. Не испытывайте неловкость и не стесняйтесь сказать твёрдое «НЕТ» продавцам (исполнителям), активно предлагающим товары (услуги).Помните, что их задача продать Вам товар (услугу) любой ценой. 

Будьте здоровы, берегите себя и будьте бдительны!