Сегодня семья переживает серьезный кризис. Утрачены многие семейные ценности, изменилось отношение родителей к детям, многие из них не готовы взять полную ответственность за воспитание своих детей. Изменившиеся экономические условия заставляют родителей большей частью искать источники заработка, а не заниматься вопросами воспитания детей в семье. Дети чаще всего покинуты на произвол судьбы.
Отсюда вытекает проблема детской безнадзорности. Связано это, в первую очередь с тем, что несовершеннолетние из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, лишены возможности посещать какие-либо секции и кружки, так как большинство таковых работают на платной основе. Как результат, дети предоставлены сами себе и вынуждены организовывать свой досуг самостоятельно.
Из социально-педагогической практики известно, что нравоучения или меры административного воздействия являются малоэффективными в работе с данной категорией несовершеннолетних, и наоборот, является эффективным средством проведения социально одобряемых форм досуга, профилактики безнадзорности и правонарушений, а именно:
— распространение информационных материалов о здоровом образе жизни т способствует повышению уровня знаний среди подростков, что позволяет мотивировать детей на отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред здоровью;
— организация физических и психологических игр и тренингов (спортивных, подвижных, моторных, двигательных) способствуют правильному развитию у детей жизненно необходимых двигательных навыков, а так же мотивирует несовершеннолетних на выбор альтернативных позитивных форм самовыражения и самоутверждения и обучение элементам здорового образа жизни;
— проведение культурно — досуговых и массовых оздоровительных мероприятий (викторина, конкурсы, спартакиада, акции и т.д.), направленных на активное познание окружающего мира.
Семейный досуг выполняет специфическую роль, которая направлена на поддержание семьи как целостной системы и препятствует проникновению в нее таких враждебных разрушительных сил, как алкоголь и скука. Совместная досуговая деятельность оказывает развивающее воздействие на всех ее членов, повышает их образовательный, общекультурный уровень.