Домашнее визитирование – это качественно новая технология в социальной психолого-педагогической работе с семьёй, что подразумевает выход (визит) специалистов в семью, обеспечивающих адресную помощь родителям и детям с ограниченными возможностями здоровья в привычных для них условиях. Целью домашнего визитирования является формирование у родителей базовых навыков ухода за детьми и уровня родительской компетентности, достаточного для удовлетворения минимальных возрастных потребностей ребенка. Работа строится с учётом того, что семья — это первичная поддерживающая система для ребёнка.
На отделении реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями Межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе в настоящее время в рамках технологии домашнего визитирования обслуживается 9 семей. Включение семьи и ребёнка в программу домашнего визитирования происходит по инициативе, исходящей от родителей. Технология реализуется в домашних условиях, где члены семьи чувствуют себя комфортно, безопасно, поведение детей естественно и наглядно — это позволяет специалистам объективно оценить динамику развития ребенка и усовершенствовать свою работу, повышая ее результативность и эффективность.
Во время домашнего визита родители являются активными участниками игрового взаимодействия, они не только наблюдают за тем, как специалист использует игрушки, а охотно включаются в сценарий проводимого занятия. Специалист, в свою очередь, имеет возможность понаблюдать за стилем общения в семье, за поведением ребёнка, за взаимодействием родителей с ребёнком в естественной, привычной для них обстановке. Также специалист объясняет и показывает родителям, как самостоятельно создать в домашних условиях такую среду, в которой ребёнок может формировать те или иные навыки или закреплять их. Это могут быть режимные моменты (умывание, приём пищи, одевание), совместная игра, прогулка (например, для закрепления сенсорных эталонов можно использовать предметы быта, одежды, игрушки ребёнка). У специалиста появляется возможность предоставить семье полноценный информационный ресурс: консультирование по запросу, развивающие игры и пособия на определённый срок.
Показателем работы специалистов отделения является то, насколько ребёнок может самостоятельно использовать сформированные навыки в жизни, в быту и игре, а не только на специально организованных занятиях.
Специалисты отделения не останавливаются на достигнутом и совершенствуют свои знания в области используемых методов в рамках технологии и на сегодняшний день продолжают обучение на базе общественной организации «Дорогою добра» г. Киров.
Грамотный подход, адекватная позиция родителей, своевременная и корректная помощь специалистов отделения в организации развивающей среды в домашних условиях способствует эффективному процессу развития и воспитания ребёнка с особенностями в развитии.
Положительные отзывы родителей наших подопечных в анкетах обратной связи говорят о высокой результативности работы специалистов отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья. Мы знаем, что детям интересно на занятиях, они получают заряд бодрости и хорошего настроения на целый день. Мы знаем, что дети нас ждут!