Согласно статистическим данным в Вятскополянском районе на начало 2022 года наметилась тенденция роста количества детей с инвалидностью. В настоящее время стоит вопрос о своевременном выявлении детей с различными патологиями на ранних этапах развития, о получении ими комплексной помощи в рамках Службы ранней помощи.
Известно, что благоприятное сочетание компенсаторных возможностей организма в раннем возрасте с компетентно подобранными программами коррекционно — развивающей работы может в значительной мере, а иногда и полностью нейтрализовать нарушения психофизического развития малыша, что является мощным фактором профилактики детской инвалидности.
Основываясь на наблюдениях специалистов, можно отметить, что познание окружающего мира и сенсорное развитие детей с отклонениями в развитии зачастую не соответствует возрасту. Такие дети зачастую не знают названий цветов и их оттенков, не распознают форму предметов, не учитывают их пространственные признаки, слабо владеют навыками самообслуживания.
Слабо развитое зрительно-моторная координация, неумение действовать одной и двумя руками под контролем зрения в дальнейшем отрицательно влияют на процесс овладения ребёнком всеми видами бытовой, практической и познавательной деятельности.
В настоящее время специалистами отделения реабилитации несовершеннолетних с ограниченными физическими и умственными возможностями здоровья Межрайонного комплексного центра социального обслуживания населения в Вятскополянском районе апробируется авторская коррекционно-развивающая программа «Солнышко», направленная на развитие психомоторных и сенсорных процессов у детей с ограниченными возможностями здоровья. Целевой группой являются дети, обслуживаемые в рамках Службы ранней помощи (16 малышей из них 3 ребенка – инвалида, 13 с незначительными отставаниями в развитии; средний возраст детей — 2 года, самому младшему — 8 месяцев).
Цель программы — создания оптимальных условий для социализации детей раннего возраста.
Достижению поставленной цели способствует решение следующих задач:
-формирование способности восприятия сенсорных эталонов;
-совершенствование крупной и мелкой моторики, зрительно — двигательной координации;
-развитие словарного запаса;
-воспитание эстетической способности восприятия окружающего мира.
Программой определены два основных направления коррекционно-развивающей работы:
— формирование знаний сенсорных эталонов (форма, величина, цвет);
-обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета.
Тематическое планирование программы включает в себя следующие разделы:
-первичная диагностика психомоторных и сенсорных процессов;
— развитие психомоторики;
— коррекция сенсорной сферы;
— итоговая диагностика.
Формирование сенсорных навыков тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены тематические разделы по совершенствованию координации движений, преодолению моторной неловкости, скованности движений, развитию мелкой моторики.
Овладение сенсорными эталонами как способами ориентировки в предметном мире, формирование сенсорно-перцептивных действий невозможно без закрепления опыта ребенка в слове, поэтому специалисты Службы ранней помощи уделяют особое внимание постепенному усложнению требований к проговариванию, то есть развитию речи.
В основе программы лежит комплексный подход, что позволяет решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких тематических разделов. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Специалисты самостоятельно определяют круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.
Тематический курс коррекционных занятий проводит многопрофильная команда специалистов: психологи, инструктор по труду, инструктор ЛФК, специалисты по социальной работе (с педагогическим опытом работы), медицинский работник, что позволяет создать оптимальные условия для коррекционно — развивающей работы.
В настоящее время в рамках реализации программы нами апробированы и внедрены следующие технологии: кинезотерапия, фитбол-гимнастика, акватерапия, конструирование, музыкально-ритмические игры и упражнения, включение элементов сюжетно-ролевой игры, нетрадиционные техники рисования, песочная терапия, игры на развитие тактильных ощущений. За счет грантовых средств приобретено оборудование, что позволило разработать комплекс занятий с применением мягких модулей, дидактического инструментария методики М. Монтессори, центров активности, столов для рисования песком и водой.
С целью развития координации движений, стимуляции умственной деятельности, в том числе и по оздоровительной физкультуре, мы успешно используем нестандартное оборудование, которое изготавливаем своими руками: дыхательный тренажер «Зонт», «Массажеры-киндеры», «Моталки-лошадки», «Сюрприз», «Ворота». Разнообразное дидактическое пособие и интересные по содержанию занятия помогают длительно удерживать внимание ребенка и погружать его в сюжетно-ролевую игру.
Структура занятий предусматривает сочетание разных видов деятельности: (музыкально-ритмической, изобразительной, конструирование, игровой, опытно-исследовательской, продуктивной), что позволяет решать задачи сенсорного развития детей и даёт возможность спрогнозировать положительную динамику.
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по психомоторному и сенсорному развитию дети учатся:
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— определять последовательность событий;
— целенаправленно выполнять действия и инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Эффективность занятий определяется по следующим показателям:
— общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы;
— совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;
— развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, произвольного внимания, речи.
— использование ребёнком приобретённых знаний и умений в практической деятельности и повседневной жизни.
На промежуточном этапе коррекционной работы (каждые 6 месяцев) психологами отделения проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов целевой группы (16 детей). Проведение комплексной оценки с использованием компьютерных программ КID и RCDI-2000 позволяют выявить уровень развития ребенка по заявленным направлениям.
По результатам мониторинга уровня развития детей прослеживается значительная положительная динамика формирования навыков самообслуживания (умение держать ложку, самостоятельно пить из чашки, умение одеваться и раздеваться при помощи взрослого); крупной и мелкой моторики (умение застегивать и расстёгивать пуговицы, собирать мозаику, пазлы, лепка, аппликация, рисование кистью и карандашами); положительная динамика развития речи (переход детского лепета в отдельные слова и даже короткие предложения); социализация (умение слушать и выполнять инструкции взрослого, играть в групповые игры с детьми).
В настоящее время специалисты Службы ранней помощи ориентируются не только на работу непосредственно с ребенком, но и на использование потенциала семьи. Только при обучении членов семьи продуктивному взаимодействию с ребенком, доступным им приемам и методам коррекционно-развивающих технологий возможно достижение значительных результатов. Психологами отделения проводится консультационная помощь родителям в рамках клубной деятельности. Родители с удовольствием принимают участие в тренинговых занятиях клуба «За руку с семьёй».
Если говорить о перспективах развития Службы ранней помощи в Вятскополянском районе то необходимо:
— активизировать усилия специалистов заинтересованных ведомств в предоставлении услуг ранней помощи в форме обучения родителей практическим навыкам взаимодействия с детьми в естественных жизненных ситуациях;
— расширить информационное поле о деятельности Службы в Вятскополянском районе (местное СМИ: печатное издания, кабельное телевидение, родительские собрания, взаимодействие с обществом инвалидов).