Дети обучаются через собственные действия, они познают мир через призму собственных чувств, прожитых в действии. Ребенок постоянно подражает взрослым, которые ему близки, но при этом желание быть независимым – одно из самых сильных чувств детства. В отличие от взрослого интерес и чувство настоящего удовлетворения вызывает у ребенка не результат, а именно процесс самостоятельного выполнения целенаправленных действий.
Дети, живущие вне социума, имеют поверхностные представления об окружающем их мире, у них небольшой, чаще негативный, социальный опыт.
Особенность организации процесса занятий в системе Монтессори состоит в том, что центр тяжести активности смещается с взрослого на ребенка. Ребенок не является слушателем, пассивно воспринимающим объяснения специалиста, а напротив, активно приобретает знания, умения и навыки в ходе самостоятельной конструктивной деятельности, сообразуясь с индивидуальными интересами и побуждениями.
Монтессори – материалы носят автодидактический характер и становятся помощью ребенку в процессе самообучения. Все материалы находятся на открытых полках в свободном доступе детей. Каждый материал присутствует в единственном экземпляре, что необходимо для хорошей ориентации ребенка в окружающей среде и создании порядка в его сознании.
Основная задача в Монтессори – создавать благоприятные условия для занятий – индивидуальный подход к каждому ребенку в соответствии с его физическими и психическими особенностями и темпом развития.
В созданной нами развивающей среде, занимаются дети-инвалиды от 4 до 17 лет. Мы постарались учитывать все аспекты данной методики при создании развивающей среды.
Идея Марии Монтессори такова: упражнения четко и ясно показывается ребенку взрослым, тем самым существенно облегчается процесс овладения этим видом деятельности. Ребенка знакомят с алгоритмом деятельности, которым он затем может применять как в первоначальном, так и в измененном виде в зависимости от обстоятельств и конкретных условий работы. Некоторые упражнения представляют собой достаточно длинную последовательность действий, которые нужно запомнить. Ставя акцент на показе, а не на объяснении способа деятельности, привлекая к ней ребенка, дается возможность самостоятельно, многократно проделать все действия, чтобы в самом деле их запомнить. Позитивное воздействие упражнений в практической жизни сказывается на развитие мышления ребенка. Занимаясь этой деятельностью, дети воспринимают ее как структурированный процесс, состоящий из ряда последовательных действий, показанных взрослым.
Чтобы достичь желаемого результата, необходимо выполнить действия в определенном порядке. Выполняя общие подготовительные упражнения для развития контроля и координации движений – переноска предметов, пересыпание зёрен ложкой, переливание воды из одного сосуда в другой, складывание салфеток; упражнения по уходу за собой – рамки с пуговицами, кнопками, ремнями, бантами, шнуровкой, ребёнок учится правильно держать ложку, аккуратно переливать воду, расстёгивать и застёгивать пуговицы разного размера, ремешки для ботинок, завязывать и развязывать бантики и т.д. Разумеется, восприятие ребенком структуры деятельности первоначально бессознательное: сначала он просто повторяет действия взрослого, переводя их со временем из внешнего во внутренний план. И этот уровень основа для развития логического мышления. Отталкиваясь от этой основы, ребенок учится в дальнейшем сравнивать предметы и составлять пары, строить сериационные ряды при помощи сенсорного материала. В развитии мышления важную роль играет порядок в окружающей ребенка среде, что облегчает его ориентацию в пространстве. Ведь внешний порядок помогает ребенку разобраться в хаосе впечатлений окружающего мира.
Из наших наблюдений хочется отметить, что занимаясь с Монтессори – материалами, дети получают социальный опыт, соответствующий ближайшей зоне развития ребенка.