Воспитание вежливости у детей

“Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость”.                                                                                                                                                                                                 (Сервантес)

 

Вежливость является одним из показателей культуры человека. Она основана на чутком и внимательном отношении к людям и проявляется в уважении, приветливости, внимательности, заботливости к ним. Вежливость украшает действия человека и является одной из наиболее привлекательных черт человеческого характера.

Какие привычки и нормы поведения необходимо прививать детям, чтобы воспитать их вежливыми?

С самых ранних лет детей необходимо приучать выполнять элементарные правила вежливости:

  1. Здороваться, прощаться, приветствовать родных, знакомых, товарищей и друзей не только дома, но и в детском саду, в общественных местах.
  2. Извиняться за причиненную неприятность: ”Извините, пожалуйста”, ”Простите, пожалуйста”.
  3. При обращении с просьбой говорит: ”Пожалуйста”, ”Будьте добры” и т.д.
  4. Благодарить взрослых и товарищей за оказанную услугу, помощь словами:” Спасибо”, ”Благодарю вас”.
  5. Старательно выполнять просьбы и указания взрослых.
  6. Обращаться ко всем взрослым на “Вы”, называть взрослых по имени и отчеству, товарищей называть по именам.
  7. Уважать труд взрослых: не портить, не пачкать одежды, вещей; вытирать ноги о коврик у входа, помогать взрослым, заботиться о младших братьях.
  8. Делать всё старательно, всегда всё убирать за собой (одежду, игрушки).
  9. Не вмешиваться в разговор взрослых.
  10. При обращении ко взрослым говорить: “Разрешите спросить» и ”Скажите, пожалуйста” и т.д.; охотно отвечать на вопросы взрослых, не быть назойливым, не прерывать взрослых во время разговора, слушать до конца.
  11. Не шуметь, если дома или у соседей кто-либо отдыхает или болен.
  12. Не бегать, не прыгать и не кричать в общественных местах.
  13. Вежливо вести себя на улице: говорить не громко, ходить спокойно, ходить по тротуару, не задевая прохожих, не размахивать руками.
  14. Прежде чем войти в чужую комнату, постучаться.
  15. Благодарить за еду, при выходе из-за стола ставить стул на место.
  16. Старший дошкольник должен оказывать внимание и услуги взрослым: уступить место, поднять упавшую вещь, оказать посильную помощь

Как надо воспитывать у детей вежливость?

Как радостно видеть вежливых и воспитанных детей!

Приятно, когда ваш ребенок здоровается с соседями, с родными, знакомыми, с воспитателями, с детьми, на ночь перед сном не забывает пожелать спокойной ночи, говорит спасибо, подаёт старшим стул.

Но все это требует очень много внимания и большой работы с ребёнком.

Дорогие родители, помните:

  1. Прежде всего самим взрослым надо быть вежливыми друг с другом — это один из самых сильных и верных способов воспитания вежливости у детей.
  2. Установите за ребёнком контроль, т.к. отсутствие требовательности и контроля за поведением детей приводит к распущенности.
  3. Используйте все удобные случаи поупражнять ребёнка в правильном поведении: семейные праздники, дни рождения, поездки в гости и др.
  4. У маленьких детей навыки проявления уважения к людям можно воспитать очень рано и легко, т.к. они ещё не стесняются учиться умению здороваться, извиняться, говорить “пожалуйста”, они воспринимают эти упражнения как игру (уступить место взрослому, поднять уроненную вещь). В то же время к этим правилам поведения они относятся серьёзно и старательно выполняют указания.
  5. Требуя от ребёнка определённых действий, нельзя сводить воспитание к простой дрессировке, иначе ребёнок привыкнет всё делать без чувств.
  6. Ребёнку следует объяснить, почему надо поступать так, а не иначе (например, прежде чем войти, постучаться), чтобы он всё делал осознанно.
  7. Всегда надо оценивать поступки ребёнка, похвала и осуждение — сильные воспитательные средства. Но и сильно захваливать ребёнка не стоит.
  8. Хорошим средством воспитания правильного поведения является детская литература. Художественные образы сказок, рассказов действуют на маленького ребёнка сильнее, чем любые представления. Герои книг вызывают у ребёнка определённые чувства: негодования, сочувствия, восхищения. Книга помогает ребёнку разобраться, что хорошо и что плохо.
  9. Не допускайте уговоров и упрашивания. С самого раннего возраста ребёнок должен знать слово “нельзя” и подчиняться ему. Спокойно, но твёрдо изо дня в день повторяйте определенные требования к ребенку, и он привыкнет им подчиняться.
  10. Следите за своими поступками, не срывайте зла на детях, не злословьте при детях, приучайте сдерживать себя, своим поведением показывайте пример скромности, честности и доброжелательности.
  11. Интересуйтесь поведением своих детей в детском саду.
  12. Не проходите мимо ребенка, нарушающего правила поведения, остановите его, сделайте замечание.

Прочитайте эти книги детям:  В.Осеева “Волшебное слово”,  В.Осеева “Синие листья”,  Н.Носов “Огурцы”,  В.Маяковский “Что такое хорошо и что такое плохо”,  С.Маршак “Рассказ о неизвестном герое”, Н.Артюхова “Трудный вечер”,  “Бабушка и внук”,  “Мяч и песочные пироги” и др.