Родители должны знать, что:
Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважать, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.
- Когда нарушаются права ребенка?
— Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.
— Когда его потребности игнорируются.
— Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения. — Когда нарушается неприкосновенность ребенка.
— Когда ребенка изолируют.
— Когда ребенка запугивают.
— Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.
— Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.
— Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.
— Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.
— Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.
- Как реагирует ребенок на нарушение его прав?
— Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе и т.д.)
— Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.
— Он часто бывает в плохом настроении.
— Может сбежать из дома.
— Может принимать наркотики или алкоголь.
— Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).
- Что родители могут сделать для своего ребенка?
— Память-закладку, что ребенок — это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать. — Обеспечить ее физическую безопасность.
— Научить его говорить «Нет», научить защищаться, уметь вести себя безопасно.
— Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.
— Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день.
— Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.
— Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.
— Привлекать ребенка для создания семейных правил.
— Дети, права которых нарушаются, часто становятся социально и психологически уязвимы.
Памятка для родителей- Никогда не занимайтесь «воспитательной работой» в плохом настроении.
- Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
- Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
- Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.
- Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
- Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил еѐ.
- Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки — не одно и то же.
- Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
- Воспитание — это преемственность действий.
- Воспитатель должен быть твердым, но добрым.