Профилактика девиантного поведения. Рекомендации родителям

Вопрос о девиантном поведении подростков является достаточно актуальным. Вследствие отклонений от нормального поведения происходит разрушение спокойного уклада жизнедеятельности. Подростки являются самым активным психологическим субъектом, и поэтому проявления социально неприемлемого поведения самым выразительным образом проявляется именно в них. В этом возрасте, когда не сформированное стойкое мировоззрение, личности наиболее поддаются внешнему влиянию. Воспринимая интересы, взгляды окружающих, они выбирают, впитывают в себя и в дальнейшем руководствуются ими.

Родители должны знать, что:

Ребенок будет уважать права других людей, если его права будут уважать, если он сам будет составлять правила поведения и нести за них ответственность.

  1. Когда нарушаются права ребенка?

— Когда нет безопасности для его жизни и здоровья.

— Когда его потребности игнорируются.

— Когда по отношению к ребенку наблюдаются случаи насилия или унижения. — Когда нарушается неприкосновенность ребенка.

—  Когда ребенка изолируют.

— Когда ребенка запугивают.

— Когда он не имеет права голоса в процессе принятия важного для семьи решения.

—  Когда он не может свободно выражать свои мысли и чувства.

— Когда его личные вещи не являются неприкосновенными.

— Когда его используют в конфликтных ситуациях с родственниками.

— Когда ребенок становится свидетелем унижения достоинства других людей.

 

  1. Как реагирует ребенок на нарушение его прав?

—  Ему становится трудно общаться со сверстниками и взрослыми (он грубит, паясничает, замыкается в себе и т.д.)

—  Его беспокоит личная безопасность и любовь к нему.

—  Он часто бывает в плохом настроении.

— Может сбежать из дома.

— Может принимать наркотики или алкоголь.

— Может делать попытки суицида (покушения на свою жизнь).

 

  1. Что родители могут сделать для своего ребенка?

— Память-закладку, что ребенок — это отдельная личность, которая имеет свои собственные чувства, желания, мысли, потребности, которые нужно уважать. — Обеспечить ее физическую безопасность.

— Научить его говорить «Нет», научить защищаться, уметь вести себя безопасно.

— Немедленно прекратить физическую и словесную агрессию по отношению к нему и к другим людям.

— Найти время для искреннего разговора с ребенком каждый день.

— Делиться с ребенком своими чувствами и мыслями.

— Привлекать его к обсуждению тех семейных проблем, которые могут быть для него доступными.

— Привлекать ребенка для создания семейных правил.

— Дети, права которых нарушаются, часто становятся социально и психологически уязвимы.

Памятка для родителей

  1. Никогда не занимайтесь «воспитательной работой» в плохом настроении.
  2. Четко определите, что вы хотите от ребенка (и объясните это ему), а также узнайте, что он думает по этому поводу.
  3. Предоставьте ребенку самостоятельность, не контролируйте каждый его шаг.
  4. Не подсказывайте готового решения, а показывайте возможные пути к нему и рассматривайте с ребенком его правильные и неправильные, целесообразные и нецелесообразные шаги к цели.
  5. Не пропустите момента, когда достигнуты первые успехи. Отметьте их.
  6. Укажите ребенку на допущенную ошибку, чтобы он осмыслил еѐ.
  7. Оценивайте поступок, а не личность. Помните: сущность человека и его отдельные поступки — не одно и то же.
  8. Дайте ребенку почувствовать (улыбнитесь, прикоснитесь), что сочувствуете ему, верите в него, несмотря на ошибку.
  9. Воспитание — это преемственность действий.
  10. Воспитатель должен быть твердым, но добрым.